Речной пассажирский трехвинтовой теплоход немецкой постройки с трехдечной надстройкой, изначально предназначавшийся для грузо-пассажирских перевозок по водным путям класса «О», с возможностью плавания в морских прибрежных районах*.
Проект 588 был разработан в начале 50-х гг. XX вв. Центральным техническим конструкторским бюро Министерства речного флота (г. Ленинград). Проект предложил новое архитектурное решение речного пассажирского судна (первые трёхпалубные суда), отличался рациональностью планировки пассажирских помещений и высокой для того времени комфортабельностью. Внешний облик судна и планировка помещений разработаны под руководством главного архитектора Минречфлота, академика Добина Л. В.
В архитектуре судов данного проекта впервые были применены динамичные формы надводной части судов, мода на которые пришла в конце 50-х — начале 60-х гг. вследствие стремительного развития авиа- и автостроения. При создании судна инженер-кораблестроитель Лев Добин применил т. н. плавную аэродинамическую кривую, вписывая в ее контур все надпалубные конструкции. Поэтому внешний облик судов этого проекта напоминает о родстве с т. н.»авиационным дизайном», характерным и для автомобилей 50-х гг. XX в. и точно передаёт эстетику эпохи.
Изначально суда поставлялись в
Беломоро-Онежское, Волжское, Енисейское, Камское, Московское и Северо-Западное пароходства. Первые 16 судов были оборудованы рефрижераторным оборудованием размещавшимся в трюме.
В 1990-е годы часть судов была выведена из эксплуатации, некоторые из них списаны. В 2000-е годы все оставшиеся суда были введены в эксплуатацию, часть прошла модернизацию с повышением комфортабельности** и работают в настоящее время на туристических круизных линиях.
Всего c
1953 по 1961 годы было построено
49 теплоходов. По состоянию на
август 2012 г. в работе находится
30 судов.
11 судов выведены из работы (находятся на модернизации и переоборудовании, или просто не эксплуатируются),
5 судов списаны в разные годы,
2 судна списаны после пожаров (в 1978 и 1992 годах),
одно судно затонуло в Балтийском море в 2003 году.
В настоящее время суда проекта 588 работают на
Волге, Енисее, Каме, Дону, Канале им. Москвы, Неве. С 2001 года открыто круизное направление на
Соловецкие острова (из Москвы, городов Поволжья и Санкт-Петербурга). Теплоходы проходят по Беломоро-Балтийскому каналу до стоянки Сосновец, а по морю пассажиров перевозят на других судах).
*Из описания проекта судна из справочника серийных речных судов: «...допускается плавание в Финском заливе Балтийского моря на линии Ленинград (Санкт-Петербург) - Выборг; в Енисейском заливе Карского моря до острова Диксон при силе ветра до 6 балов и высоте волны до 2,5 метра; в Таганрогском заливе Азовского моря до портов Таганрог и Жданов (Мариуполь) при силе ветра до 7 баллов...».
** В ходе модернизации были обновлены каюты с уменьшением пассажировместимости, улучшены общественные помещения, изменена ширина судна (для работающих на Соловецком направлении), на некоторых судах надстроены каюты на 4-й палубе.
Автор проекта судна:
ЦТКБ и Mathias Thesen Werft Wismar
Судостроительный завод:
Nordic Yards Wismar (ранее
VEB Mathias Thesen Werft Wismar; Германия, Висмар)
Класс речного регистра: зависит от модернизации каждого судна, см. карточку судна
Характеристики судна 1-й серии по первоначальному проекту (без учета последующих модернизаций):
Длина, м:
95,8
Ширина, м:
14,3
Надводный габарит (без мачты), м:
16,7
Высота борта, м:
4,3
Высота надводного борта, м:
1,84-1,9
Валовая вместимость, т:
2470
Чистая вместимость, т:
1751
Водоизмещение порожнем, т:
1228
Осадка судна порожнем, м:
2,05 средняя, 1,41 носом, 2,61 кормой
Грузоподъемность, т:
145
Пассажировместимость, чел.:
364 (суда с 1-11 стр. ном.),
339 (на всех последующих)
Пассажировместимость при массовых перевозках на коротких расстояниях, чел.:
1000
Марка главных двигателей:
6NVD48
Кол-во главных двигателей:
3
Мощность главных двигателей, э.л.с.:
400
Скорость судна порожнем, км/ч:
25,9
Скорость судна с грузом на глубокой тихой воде, км/ч:
23,7
Автономность, суток:
7,5
Экипаж, мест.:
72
Список построенных судов: