Многострадальный мост через Лену в Якутии должен быть построен к 2022 году

Многострадальный мост через Лену в Якутии должен быть построен к 2022 году
6 Апреля 2016

Строительство автодорожного моста через реку Лену в районе Якутска должно начаться в 2019 году, а завершиться — в 2022-м. Проект будет совместным — российско-китайским. Китайская сторона должна подготовить планы по строительству осенью 2016 года, а российская сторона — в 2018 году, пишут «Известия», со ссылкой на директор адепартамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Игоря Костюченко.

Мост соединит столицу республики Якутск с поселком Нижний Бестях на противоположном берегу реки, к которому уже проведена железная дорога Беркакит – Томмот – Нижний Бестях, и где соединяются три федеральные трассы — «Вилюй», «Колыма» и «Лена».

С китайской стороны в проекте будет участвовать компания Sinohydro Corporation Limited. Участники со стороны России пока еще определены. Примечательно, что изначально речь об участии китайский компаний не шла. В ноябре 2012 года власти Якутии и Минтранс РФ договорились о строительстве моста, а конкурс на работы выиграл консорциум  российских компаний во главе с ООО «Транспортные концессии (Саха)», куда входят представители ВТБ, ОАО «УСК «Мост», ОАО «Бамстроймеханизация», ОАО «Институт «Стройпроект».

Однако в конце 2014 года было принято решение отложить строительство моста через Лену ради возникшей необходимости строительства моста через Керченский пролив. В августе 2015 года правительство Якутии сообщило, что мост может построить пул китайских инвесторов, которые обратились в правительство Якутии с предложением построить мост через Лену на условиях концессии. Предполагается, что проект может быть реализован в рамках федерального закона «О частной финансовой инициативе», который позволяет властям заключить соглашение с инвестором, обойдя традиционную для госзакупок конкурсную процедуру.

Вопрос сооружения мостового перехода прорабатывался с начала 1980-х годов. В то время рассматривались варианты трассы с пересечением Лены в трёх створах: на 38 километре выше Якутска и ниже его — на 28 и 45 километрах. По многим параметрам створ, расположенный выше Якутска , оказался предпочтительнее двух других, и мостовой переход протяженностью 2871 м было решено строить там. В 1986 году было представлено технико-экономическое обоснование проекта. На предполагаемом участке строительства переправы нет мостов и гидротехнических сооружений, и добраться с одного берега на другой можно лишь судами, паромами или по зимнику.

В 1986 году было представлено технико-экономическое обоснование проекта. Инженерно-геологические изыскания показали, что почти весь Лено-Индигирский район запланированного строительства относится к сплошной мёрзлой зоне, а сейсмичность площадки строительства — 7 баллов.

На разных стадиях разработки мостового перехода проектно-изыскательская организация «Трансмост», занимавшаяся разработкой проекта строительства моста предлагала несколько решений. Однако в апреле 2006 года в Якутске прошло техническое совещание по вопросам строительства мостового перехода, где прозвучали другие предложения, включая строительство мостов вантовых и висячих систем больших — 600 и более метров — пролетов.

В «Трансмосте» назвали эту идею, как минимум, авантюрной. По климатическим условиям Якутия — уникальная территория и далеко не самое подходящее место для экспериментов при строительстве внеклассного моста через одну из величайших рек мира.

А весной 2015 года в Якутии разразился скандал. Выяснилось, что около 240 миллионов рублей было израсходовано на проектирование совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через реку Лена. Между тем платить за строительство объекта в таком виде никто не собирается.

В 2007 году у Якутии появились большие деньги. Примерно в то же время руководство республики стало активно продвигать идею строительства совмещенного моста через Лену неподалеку от Якутска. И добилось своего. Минфин РФ включил проектирование объекта (только проектирование, поскольку строить предполагалось за счет федерального бюджета) в основные статьи расходования средств, полученных от продажи угольных активов. Первоначально конструкция оценивалась всего в 15-16 миллиардов рублей. Но как только о проекте заговорили официально, его стоимость стала расти в арифметической прогрессии, причем с невероятной быстротой. При оценочной стоимости 50 миллиардов его включили в федеральную программу на 2010-2015 годы. Однако к 2013-му цена вопроса поднялась до 80 миллиардов рублей. В итоге федеральные власти приняли решение строить мост только для автомобильного транспорта. В 2014 году стоимость работ оценили почти в 64 миллиарда рублей.

Фото: Андрей Урицк


Теги: река Лена, Мосты, республика Якутия

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться