Светлана Медведева: «Даже если мне не дадут законную возможность работать на флоте — с реки я не уйду»

Светлана Медведева: «Даже если мне не дадут законную возможность работать на флоте — с реки я не уйду»
22 Января 2013

Осенью прошлого года Riverfleet.ru сообщил о том, что выпускница Самарского речного техникума Светлана Медведева столкнулась с проблемой трудоустройства на флоте. Руководство «Самарского речного пассажирского предприятия», где собиралась работать Медведева, отказало ей в приеме на работу, пояснив это тем, что рабочее место (на теплоходе) не отвечает необходимым условиям безопасности труда женщин.

В ответ Медведева обратилась в районный суд, однако ей ответили отказом, а позже и областной суд подтвердил законность решения районного суда.

Сейчас Светлана Медведева сама обратилась на Riverfleet.ru и попросила более расширенно осветить её проблему. Она рассказала о своем выборе профессии и о планах по решению проблемы трудоустройства.

— Почему вдруг флот?

— Сама не знаю. По семейной династии я строитель уже в третьем поколении. Поступать в Самарский речной техникум мне посоветовал мой отец. Я выбрала специальность «Судовождение на ВВП и в прибрежном плавание».

Самым трудным был первый год учебы. Ребята не воспринимали меня  всерьез. Первая практика у меня была на дизель-электроходе «Петр Алабин». Я вахту стояла с третьим штурманом. Он мне все показывал, рассказывал, было интересно и весело. На основании результатов испытания решением квалификационной комиссии от 24 сентября 2003 года, протокол №19, мне присвоена квалификация моторист-матрос.  Большую навигационную практику я проходила на скоростном пассажирском теплоходе «Восход-07». Его механик — Николай Николаевич Сергеев — учил меня воду черпать, фильтры мыть, гайки крутить, швартоваться.

После окончания учебного заведения получила квалификацию техник-судоводитель по специальности «Судовождение» на внутренних водных путях в прибрежном плавании, что подтверждается соответствующими дипломами и свидетельством. Но устроиться третьим штурманом, как я хотела, у меня не получилось, а работать рядовым мне запрещало постановление №162.

— Что за постановление?

— Это постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. №162 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин».

— И что было дальше?

— А дальше я проработала матросом, где-то около года, и ушла с флота, думала, что уже навсегда. Вышла замуж, родила двух детей. А потом решила вернуться обратно на флот. Устроилась в штат «Самарского речного пассажирского предприятия» на пассажирский теплоход «Москва-95». Познакомилась там с капитаном-наставником Кожуховым Сергеем Александровичем и рассказала ему, что очень хочу работать  рулевым-мотористом, закончить механическое отделение и дипломироваться на капитан-механика. Наставник меня поддержал и мы обратились к инспектору по охране труда Чаденкову В.А. Но Чаденков выступил против моего решения ссылаясь на вышеупомянутое постановление. Тогда я решила написать ходатайство о рассмотрение моей кандидатуры на должность рулевого-моториста на теплоход «ОМ-338». Примечательно, что руководства компании возражений против моей кандидатуры не было, кроме, опять же, Чаденкова.

— И вы обратились в суд?

— Нет, сначала я еще работала рулевым на прогулочном теплоходе «Московский», работающий от Самарской ГРЭС. Туда меня устроил Кожухов и это единственный теплоход, где нет совмещения профессий. А потом уже я обратилась в правозащитную организацию «Мемориал» с жалобой на нарушение моих конституционных прав и просьбой помочь. Через несколько дней со мной связался представитель «Мемориала» Петр Краснов и предложил обратиться в суд. Сейчас моим делом будут заниматься и в Российском профессиональном союзе моряков. Так что надеюсь, что шансы увеличиваются.

— Никакие препятствия желание работать на флоте не отобьют?

— Мне нравиться работать на флоте: и в рубке, и в машине (пусть даже, если это незаконно). Я не понимаю, что такого тяжелого в работе моториста. Я считаю, что моя борьба имеет не формально-юридическое, а общественное значение. Дискриминация трудящихся женщин сегодня — это система, а движение против этой дискриминации должно быть единым. Возьмите хотя бы это злосчастное постановление, сколько запрещенных для женщины профессий! Я уверена, что таких как я очень много, просто не все решаются пойти в суд и добиваться своего. Если всё же не получится оспорить постановление, то наверное, пересяду на катер. Но я еще не задумывалась об этом серьезно. Шанс есть всегда.

В продолжение темы:
24.03.2016 — История женщины-речника из Самары, которой не дают работать на флоте, дошла до ООН

Фото: личный архив С. Медведевой

Теги: Кадровые вопросы, работа на флоте, Светлана Медведева

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться