На Окской судоверфи продолжается строительство первых речных судов проекта RSD 44

На Окской судоверфи продолжается строительство первых речных судов проекта RSD 44
15 Сентября 2010

В ближайшие два года навашинским корабелам предстоит дать путевку в жизнь десяти современным сухогрузам. Учитывая то, что в России на протяжении 18 лет не строились речные теплоходы, а существующий грузовой флот катастрофически стареет (тем же «Волго-Донам» от 34 до 37 лет в зависимости от проекта), на коллективе Окской судоверфи лежит высокая ответственность.

К происходящим в небольшом городе судостроителей в Нижегородской области событиям приковано внимание всей страны. Новые сухогрузы будут обладать высокой степенью автоматизации и маневренности, а две низкие надстройки по носу и корме (таково пожелание заказчика) позволят им беспрепятственно проходить под неразведенными мостами в Санкт-Петербурге.

По словам главного инженера ОАО «Окская судоверфь» Олега Анатольевича Сасина, навашинцам не привыкать быть первопроходцами, у предприятия богатая биография. Еще в 30-е годы прошлого века здесь была создана первая в Советском Союзе цельносварная баржа, на протяжении многих десятилетий строились сотни судов различного типа, к заказчикам отправлялись понтонно-мостовые переправы и другая продукция. В новейшей истории страны, когда российская промышленность переживала не лучшие времена, судоверфь выстояла, освоив новые для себя заказы. В частности, строительство нефтеналивных танкеров для малазийской компании.

Несмотря на напряженный трудовой ритм, сегодняшний хороший заказ, связанный с длинной серией судов и активной работой, вселяет оптимизм.

— Учитывая, что на слип выведен второй корпус, а в цехах предприятия фактически прошла закладка уже пятого судна, в целом строительство набрало нормальный ход, мы неплохо развернулись и идем в графике, — считает Олег Анатольевич. — Если говорить о сдерживающих нас факторах, то, как обычно, в процессе строительства головного судна есть некоторая задержка с поставкой проектной документации. Ее готовит одна из нижегородских организаций. Много чертежей получено и находится в работе, но, как говорится, еще есть «хвосты». С проектантом — Морским инженерным бюро (из Одессы) — мы постоянно контактируем, идет переписка, и пока нет необходимости в присутствии его представителей на судоверфи.

В настоящее время почти на 100 процентов загружено корпусное производство, судомонтажный цех пока работает не в полную силу, судомеханический — не загружен по оборудованию (имеющееся морально устаревает, и его, насколько хватает возможностей, постепенно меняют). Что касается кадров, то предприятие нуждается в опытных токарях и фрезеровщиках. Это проблема не местного уровня. Пока для выполнения судостроительной программы с учетом привлеченных со стороны специалистов недостатка в рабочих руках нет, что подтверждает старший строитель Андрей Анатольевич Савельев, контролирующий ход работ на втором судне:

— Этот корпус вывели из эллинга на слип 14 августа. На нем ведутся параллельно те же самые работы, что и на стоящем по соседству первом судне. Людей хватает, в основном это наши заводские специалисты. Сроки выдерживаем. Есть претензия к тем, кто готовит проектную документацию, — не очень хорошее качество проработки поступающих чертежей. А так у нас боевой настрой.

Хорошее настроение и у слесаря-монтажника Василия Ивановича Безрукова, занимающегося установкой леерных ограждений на новых судах. Здесь он работает с 1969 года, после окончания Навашинского ПТУ (ныне ПУ-8). Правда, был перерыв в середине 90-х, когда многие отечественные заводы штормило, но затем Василий Иванович вернулся на родное предприятие и сейчас трудится в судомонтажном цехе. Говорит, что работать можно, условия нормальные. А потом, это его призвание — строить больше судов.

Рядом с возвышающимися металлическими корпусами будущих сухогрузов на площадке перед воротами цеха СК-3 идет работа другого рода. Как пояснил главный инженер Сасин, закладывается нулевой цикл современной окрасочной камеры — участок для струйной очистки и окраски секций. Это к вопросу о грядущей модернизации Окской судоверфи, которым на предприятии занимаются давно. Без этой большой работы в будущем не привлечь достаточное количество важных заказов. Пока приобретается оборудование, например, закуплен ленточнопильный станок для судомонтажного цеха (один такой уже установлен в судомеханическом цехе). Рассматриваются другие предложения. В общем, планы большие и зависят в первую очередь от финансово-экономического самочувствия самой верфи.

В любом случае судостроительное предприятие в Навашине перспективное, располагает хорошими мощностями и на ближайшую перспективу обеспечено заказами. В первую очередь это строительство судов проекта RSD 44 и кранового судна «Дубняк» (которое сейчас проходит заводские ходовые испытания). Конечно, на судоверфи понимают, что о будущем надо заботиться заранее (так, уже в конце февраля первый цех закончит резку металла на все заказанные суда), и работают над этой проблемой. Есть информация, что возможно строительство здесь большой секции танкеров для внутреннего рынка. Время покажет.

Многое будет зависеть от того, как Окская судоверфь справится с сегодняшним крупным заказом для Волжского пароходства, полученным в рамках национального проекта развития и поддержки судостроения. Об этом не раз говорил генеральный директор предприятия Владимир Павлович Куликов, подчеркивая, что нужно отдать весь свой опыт, знания, профессионализм для того, чтобы с высоким качеством и в установленные сроки (а они очень жесткие) построить и передать новые суда. И тем самым привлечь дополнительные заказы для того, чтобы крепко встать на ноги, провести реконструкцию основного производства и стать современной судоверфью.

24 февраля 2010 года был дан отсчет очередному строительству — в цехе СК-3 ОАО «Окская судоверфь» к первым днищевым секциям головного судна проекта RSD 44 была прикреплена закладная доска. Надеемся на хороший итог.

Александр РАЙНИЧ, Волго-Невский проспект, №18
Фото Вадима МАРДАРЬЕВА

Теги: Строительство грузовых судов, суда проекта RSD-44

Возврат к списку


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий вам необходимо авторизоваться